Меня зовут Златан Бркич, я главный архитектор проекта Bodium. Сегодня я расскажу, как мы с командой архитектурного бюро Ab-architects воплотили дорогой, сложный и красивый проект во время пандемии, что пошло не так во время реставрации, как мы со всем этим справились и почему в итоге я считаю, что всё удалось.
Идея проекта: от VIP-студии «для своих» до премиального фитнес-клуба в центре города
Если вы бывали в Ростове-на-Дону, то наверняка видели и Табачную фабрику. Это комплекс зданий площадью порядка 35 тыс. м², сквозь который проходит пешеходный Газетный переулок.
Здание самой Табачной фабрики было построено в 1857 году и до 2005 года работало по прямому назначению. Потом в 2005 году производство перенесли из центра города в промышленный район, а здание стало объектом культуры регионального значения.
Нас, команду архитектурного бюро Ab-architects, пригласили на проект, чтобы сделать из небольшой части «Табачки», как её называют местные, фитнес-клуб.
Заказчики хотели сохранить изначальный исторический облик здания. В связи с этим мы решили сделать интерьер в стиле лофт. Во время работы над проектом возникла идея добавить в интерьеры клуба элементы современного искусства — например, граффити. Так постепенно мы пришли к мысли сделать фитнес-клуб полноценным арт-пространством.
Нас, команду архитектурного бюро Ab-architects, пригласили на проект, чтобы сделать из небольшой части «Табачки», как её называют местные, фитнес-клуб.
Заказчики хотели сохранить изначальный исторический облик здания. В связи с этим мы решили сделать интерьер в стиле лофт. Во время работы над проектом возникла идея добавить в интерьеры клуба элементы современного искусства — например, граффити. Так постепенно мы пришли к мысли сделать фитнес-клуб полноценным арт-пространством.
Идея клуба тоже эволюционировала в процессе: изначально заказчики хотели сделать небольшую VIP-студию «для своих». Постепенно к проекту добавлялись новые детали и идеи, и в итоге получился клуб площадью 1480 м².
После того как здание обследовал конструктор, стало понятно, что без реконструкции объекта не обойтись. Но сначала мы не до конца понимали её масштабы.
После того как здание обследовал конструктор, стало понятно, что без реконструкции объекта не обойтись. Но сначала мы не до конца понимали её масштабы.
Дизайн: микс из истории и современности
На первом этаже фитнес-центра мы решили разместить самую эффектную зону — кроссфит и бокс, на втором — более спокойные виды занятий, например, пилатес и йогу.
В дизайн-проекте нам было важно совместить эстетические и функциональные решения: пространство должно было быть одновременно удобным и гармоничным.
Следуя стилю лофт, мы восстановили исторический кирпич, который раньше был закрашен черным, там где понадобилось — сделали имитацию, для фасадов специально подбирали кирпичи нужного размера.
Следуя стилю лофт, мы восстановили исторический кирпич, который раньше был закрашен черным, там где понадобилось — сделали имитацию, для фасадов специально подбирали кирпичи нужного размера.
Поскольку здание старое, кирпич на стенах кое-где уже начал крошиться и отделка пришла в негодность. Мы нашли компромисс — оставили в колоннах специальные прорези, в которые видно старое заводское клеймо.
Один из самых красивых элементов отделки клуба — декоративная штукатурка под бронзу, которая впервые появляется во входной зоне, затем на ресепшене и потом в зонах раздевалок первого и второго этажа.
Над рингом расположен атриум — проем в полу второго этажа обнесен балконом так, чтобы сверху можно было наблюдать за борьбой. На мой взгляд, это эстетичное решение, поскольку привносит в интерьер второй свет.
Проем нам делать не пришлось — он уже был в историческом здании фабрики и выполнял функции технологического окна. Когда мы его увидели, то поняли, что он идеально подходит для размещения под ним ринга, который требует пространства и воздуха.
Проем нам делать не пришлось — он уже был в историческом здании фабрики и выполнял функции технологического окна. Когда мы его увидели, то поняли, что он идеально подходит для размещения под ним ринга, который требует пространства и воздуха.
Во внутреннем дворе, куда раньше выходили балконы, мы сделали зимний сад и кафе, а также организовали уличную площадку с тренажером
Трудности реставрации: тяжелые тренажеры и старые ступени
Почти сразу стало понятно, что перекрытия могут не выдержать веса спортивных тренажеров. Пришлось усиливать перекрытия и укреплять здание вертикальными и горизонтальными металлическими поясами.
Сочетание требовательного с эстетической точки зрения дизайн-проекта и технических возможностей здания потребовало большой работы.
Особенно много пришлось поработать с пространством салона красоты Face only, относящегося к инфраструктуре клуба. Первый этаж мы опустили на 60 сантиметров, воспользовавшись пространством цоколя, а входную зону пришлось частично разобрать и отстроить заново.
Особенно много пришлось поработать с пространством салона красоты Face only, относящегося к инфраструктуре клуба. Первый этаж мы опустили на 60 сантиметров, воспользовавшись пространством цоколя, а входную зону пришлось частично разобрать и отстроить заново.
Наши трудности реконструкции хорошо видны на примере лестниц. При ближайшем рассмотрении оказалось, что ступени у них скачут по высоте — они варьировались от 150 до 170 мм.
Когда здание строилось, современных норм пожарной безопасности ещё не существовало, и на высоту ступеней никто не обращал внимания. Но сейчас такая разница по высоте недопустима. Дело в том, что при пожарной эвакуации человек бежит, не глядя себе под ноги. Если ступени разной высоты, больше вероятность, что он споткнется и упадет.
Это одна из причин, почему старые лестницы пришлось разобрать и на месте них построить новые. Вторая причина, почему старые лестницы было почти невозможно реконструировать — они были частично выполнены из дерева. Такие лестницы могли просто не выдержать поток клиентов клуба.
Когда здание строилось, современных норм пожарной безопасности ещё не существовало, и на высоту ступеней никто не обращал внимания. Но сейчас такая разница по высоте недопустима. Дело в том, что при пожарной эвакуации человек бежит, не глядя себе под ноги. Если ступени разной высоты, больше вероятность, что он споткнется и упадет.
Это одна из причин, почему старые лестницы пришлось разобрать и на месте них построить новые. Вторая причина, почему старые лестницы было почти невозможно реконструировать — они были частично выполнены из дерева. Такие лестницы могли просто не выдержать поток клиентов клуба.
Сложности с материалами и влияние удаленки
Во время работы над этим проектом мы использовали только качественные дорогие материалы. Работать со многими из них было непросто.
Например, штукатурку под металл, о которой я говорил выше, нужно было обязательно класть непрерывно — если бы одно помещение делалось в несколько подходов, стены бы получились разного цвета. Для работы с этим материалом мы даже привозили своих специалистов из Москвы.
Возникали и другие сложности. Например, в какой-то момент нам пришлось снимать полы и класть все заново. Дело в том, что пол в клубе выполнен в технике терраццо. Установки на экономию не было: мы изучили несколько качественных образцов от подрядчиков и остановились на том, который показался нам идеальным. К сожалению, когда полы уже положили, оказалось, что образцы не устраивают нас по техническим характеристикам. Пришлось снимать пол и, в связи с недостатком времени, менять технологии и использовать уже наливной пол под терраццо — это отняло у нас несколько недель.
Мы были готовы к непредвиденным ситуациям, поэтому отреагировали оперативно. На стройке всегда невозможно все предусмотреть, и мы это знали еще и до ситуации с плиткой.
Например, штукатурку под металл, о которой я говорил выше, нужно было обязательно класть непрерывно — если бы одно помещение делалось в несколько подходов, стены бы получились разного цвета. Для работы с этим материалом мы даже привозили своих специалистов из Москвы.
Возникали и другие сложности. Например, в какой-то момент нам пришлось снимать полы и класть все заново. Дело в том, что пол в клубе выполнен в технике терраццо. Установки на экономию не было: мы изучили несколько качественных образцов от подрядчиков и остановились на том, который показался нам идеальным. К сожалению, когда полы уже положили, оказалось, что образцы не устраивают нас по техническим характеристикам. Пришлось снимать пол и, в связи с недостатком времени, менять технологии и использовать уже наливной пол под терраццо — это отняло у нас несколько недель.
Мы были готовы к непредвиденным ситуациям, поэтому отреагировали оперативно. На стройке всегда невозможно все предусмотреть, и мы это знали еще и до ситуации с плиткой.
Кроме того, мы работали в непривычном для себя формате — удалённо. Поскольку началась пандемия, курировать работу команды пришлось буквально по фотографиям — специалисты присылали нам кадры процесса, чтобы мы могли проверить, всё ли идёт как надо.
Периодически мы летали в Ростов-на-Дону одним днём для проведения авторского надзора и для участия в масштабных совещаниях. Иногда получалось погулять по городу. Ростов почти всегда встречал нас солнцем.
Периодически мы летали в Ростов-на-Дону одним днём для проведения авторского надзора и для участия в масштабных совещаниях. Иногда получалось погулять по городу. Ростов почти всегда встречал нас солнцем.
В заключение
Если вы беретесь за проект такого масштаба, главную ценность представляют люди. Важно, чтобы с вами была команда, на которую можно положиться. Это, пожалуй, мой главный совет.
Остальное решаемо — без косяков и проблем не обходится ни один проект, особенно на неспокойном фоне нынешних мировых событий.
Спасибо, что прочитали статью! Если остались вопросы или хочется поделиться советом, пишите в комментариях.
Остальное решаемо — без косяков и проблем не обходится ни один проект, особенно на неспокойном фоне нынешних мировых событий.
Спасибо, что прочитали статью! Если остались вопросы или хочется поделиться советом, пишите в комментариях.